Показатели, которые помогают выбирать инвестиционные проекты

Показатели доходности и окупаемости инвестиций важны каждому инвестору для:

  • • рассмотрения входа в какой-либо проект;
  • • понимания, когда вложения окупят себя, начнут приносить прибыль и какую доходность они обеспечат, в том числе, в сравнении с другими проектами.

Опытный инвестор, наряду с обещанной прибылью обращает внимание на ROI и ряд других показателей.

Что такое ROI? В каких случаях можно использовать ROI?

Return on Investment (доходность на вложенные инвестиции) — это коэффициент, характеризующий рентабельность инвестиций. Он рассчитывается так:

  • • ROI = чистый доход от инвестиции (сумма полученного дохода от инвестиции за вычетом суммы инвестиций), деленный на сумму произведенных инвестиций.
  • • ROI — очень простой показатель, который может дать первичное представление о том, стоит ли обратить внимание на предложенную инвестиционную возможность.
  • • ROI может в первом приближении быть способом ранжирования проектов. Так, при прочих равных, чем больше ROI, тем более привлекательный проект. То есть, так инвестор может определить для себя список проектов по степени интереса и убыванию ROI.

Однако простота такого инструмента идет в ущерб возможности глубины анализа проекта. Из определения ROI видно, что этот показатель не принимает в расчет временной фактор, который очень важен при анализе проектов.

Например, если при инвестициях 100 млн рублей в Компанию “А” чистый доход в 50 млн рублей инвестор может обеспечить за 1 год, а при этих же инвестициях в Компанию “В” такой доход возможен только через 5 лет, то ROI будет давать одну и ту же цифру.

Однако при прочих равных инвестору нужно выбрать Компанию “А” для таких инвестиций, потому что этот доход инвестор получит уже через 1 год, тогда как в случае второй компании нужно ждать целых пять лет.

В связи с этим, ROI нужно применять очень осторожно при первичной оценке инвестиций. Для более глубокого анализа необходимо применять сложные показатели.

Альтернативные показатели оценки инвестиционных возможностей

Прежде всего, это показатели, учитывающие временной фактор, который отсутствует при расчете ROI. Самые популярные показатели здесь — NPV и IRR.

Net present value (NPV) переводится как чистая приведенная стоимость. Показатель сравнивает текущую стоимость исходящего денежного потока с текущей стоимостью входящего денежного потока. Если NPV>0, то это означает, что проект стоит принять и инвестировать в него. Отрицательный NPV же означает негативный эффект от инвестиции. И чем больше NPV, тем лучше.

Чтобы рассчитать NPV необходимо знать сумму инвестиций (С0), доход от инвестиции в каждый период времени (Сt), ставку дисконтирования (r, обычно является стоимостью капитала) и длительность проекта (T лет).

Помимо NPV при анализе инвестиционных проектов используется еще один важный показатель, который тесно связан с NPV. Это IRR (internal rate of return), или внутренняя норма доходности.

Это показатель, который можно рассчитать из формулы NPV выше. Если принять NPV=0, то IRR будет равен значению ставки дисконтирования, при котором это равенство достигается.

Чем больше IRR, тем более привлекателен для инвестиций проект, и тем больше внимания при прочих равных следует ему уделить.

Вывод

Инвестор часто встает перед выбором, какой проект лучше выбрать для сохранения сбережений? В этом ему могут помочь показатели ROI, NPV и IRR, которые позволяют проранжировать инвестиционные проекты исходя из этих показателей.

При их использовании необходимо помнить, что ROI не может быть единственным критерием для такого выбора, так как не учитывает временной фактор, тогда как NPV и IRR этот фактор учитывают. Часто на практике инвесторами применяются все три указанных показателя.